Выкачать можно тут:http://modernlib.ru/books/moiseev_nn/sudba_civilizacii_put_razuma/read/ тут же можно читать в режиме онлайн.
====================================
Ввиду того, что читать, не делая пометки, разучилась, то вот - тут будут пометки по ходу прочтения. А также цитаты, потому что после буду их искать, и не факт что найду, а часто они - опорные вешки для памяти. Здесь не будет анализа книги, здесь будут просто мысли по ходу прочтения и все то, что мне бы хотелось запомнить, но на свою память я не надеюсь.
====================================
Я бесконечно боюсь революций - ни одна из них не приводила к целям, которые они декларировали.- а ведь действительно... если отвлечься на секунду от книги, и окинуть мысленным взглядом историю человечества... революции достигали истинных целей, которые не декларировались. Оттого, наверное, и родилась фраза: "Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи" /Томас Карлейль/
=====================================
...принцип “sustainable development” переведен как “устойчивое развитие”, т.е. “stable development”. Я не буду вдаваться в лингвистические тонкости и подробно объяснять, почему термин “устойчивое развитие” бессмыслен с научной точки зрения. Скажу только, что слово “развитие” - антипод понятиям “устойчивость” или “стабильность”. Дело более серьезное: документ разрабатывали чиновники из Министерства экономики, а не специалисты в области экологии и других энвайроментальных и естественных дисциплин, и весь его смысл свелся к серии экономических рекомендаций, не содержащих, к тому же, каких-либо нетривиальных утверждений. Грубо говоря, решая экономические проблемы, надо стараться по возможности меньше портить окружающую среду - такова главная мудрость этого документа! Замечу, что и американский документ явно отдает приоритеты экономическим проблемам перед экологическими. Единственным национальным документом, который содержал, как мне представляется, попытку объективного (а не узко эгоистического) и научно обоснованного анализа и был профессионально компетентным, оказался текст, составленный голландской общественной организацией “Дети Земли”. Он был назван: “Sustainаble Niederlanden”. И я еще не раз буду к нему возвращаться как к примеру ответственного отношения к центральной проблеме наступающего столетия.
Добавлено (09.01.2014, 13:14) --------------------------------------------- Возникновение религий, т.е. современных религиозных мифов, а особенно мировых религий, означало новый уровень развития духовного мира человека и его культуры. Постепенно развиваясь, религиозные мифы превращались в религии, обрастали канонами, сами религии трансформировались в системы взглядов, жизненных принципов, определявших в известные периоды истории судьбы народов и целых континентов. Во многих странах и сейчас (прежде всего, в странах ислама) религии являются не просто системой верований, но и образом жизни. В этих странах церковь не отделена от государства. Там, собственно, и церкви в европейском (христианском) смысле этого слова нет. Там вера в единого Бога переплетена с образом жизни, системой нравственности, правопорядка и т.д. Жизнь регулируется шариатом, обширной системой правил, определяющих практически все стороны быта правоверных мусульман. Религии могут играть важную консолидирующую роль для народов даже разного этнического корня, а могут быть и источником непримиримого противостояния.
Не потому ли мусульманство сейчас так теснит христианство?
Добавлено (09.01.2014, 13:20) --------------------------------------------- Но потребность в вере в нечто Высшее, недоступное человеческому сознанию, видимо, вечна! Вспомним слова Гете “zu etwas hцherem sind wir geboren” - к чему-то высшему мы рождены! Это ощущение рождается в детстве, и с ним люди покидают этот мир.
Вот веры в бога в детстве не было. Она не была нужна - кто дышит воздухом, тому противогаз не нужен... Но вот позже уже - да, было ощущение, что это - не все (это - это учеба, семья, карьера... и даже - построить дом, посадить дерево и родить сына), тоска по неведомому, невыразимая и смутная - она и впрямь берется откуда-то. Это близко к ощущению нереализованности, но чего - понять не можешь. И именно ее, по-моему, кто-то водкой запивает, оглушая самого себя или пускается во все тяжкие, пытаясь убежать. Но разве от своего хвоста убежишь? Эта тяга, эта смутная тоска - она внутри тебя. И нет ей утоления обычными мирскими радостями.
Добавлено (09.01.2014, 13:24) --------------------------------------------- Особое значение религиозное чувство приобретает в минуты роковые, когда над народом или отдельным человеком нависает реальная опасность. Это так. Я помню эти мгновения, хотя были они десятилетия назад так, будто это произошло совсем недавно. Время в памяти - относительно. И видимо, они, эти мгновения, как-то связаны с вечностью и временным прозрением, когда отлетает и перестает быть значимой вся шелуха и ты понимаешь, что нет множества проблем в жизни, что все это - ерунда, а есть одна: сохранение жизни ради... и вот тут - это у каждого свое, это самое "ради". Так человек познает сам себя. И не всегда это познание - радостно.
Добавлено (09.01.2014, 13:30) --------------------------------------------- Когда теперь произносят “экология культуры”, то мне представляется, что речь должна идти о такой же очистке духовной жизни человека, точнее факторов, влияющих на ее формирование, как очистка территории городов от накапливающихся нечистот. И кто же будет это чистить? кто возьмет на себя такую ношу? определить - что истинно, а где мусор? И как это осуществить?
Добавлено (09.01.2014, 13:33) --------------------------------------------- Мы подошли не только к перелому тысячелетий, но и к перелому цивилизаций, который требует от людей утверждения нового образа мысли и новой структуры ценностей. Новые миропонимания при всех неизбежных (заметим: и нужных людям) различиях оказываются, тем не менее, связанными некоторой общей единой реальностью.
Добавлено (09.01.2014, 13:38) --------------------------------------------- Но я буду постоянно иметь в виду, что этой логики недостаточно, она освещает лишь частицу необъятного мира, тем более тогда, когда речь идет о человеке. И тогда, когда у человека возникло сознание (со-знание), то одновременно возник и духовный мир, и возникла вера. История показывает, что вера может быть больше, чем знания. Она может определять цели, стремления людей. В трудные минуты она вселяет в людей мужество. Объяснить человеку - это одно, а вселить в него веру - нечто гораздо большее. Вера это всегда надежда, надежда на лучшее, без чего человек жить не может, без чего невозможны никакие свершения.
Добавлено (09.01.2014, 13:39) --------------------------------------------- Итак, мы постепенно начинаем осознавать, что общество стоит на пороге катастрофы, требующей перестройки всех оснований планетарного бытия. Я думаю даже, что мы находимся в преддверии смены характера самой эволюции биологического вида homo sapiens. То есть мы стоим на пороге нового витка антропогенеза.
Добавлено (08.02.2014, 14:00) --------------------------------------------- возвращаясь к "Пути Разума". Итог: человек генетически развиваться уже не может (генетически сейчас он мутирует, но мутации эти в основном ведут к деградации и уродствам, поэтому это не развитие). Выход только в развитии самого общества в целом, в качественном изменении самой сути взаимоотношений.
Так понимаю - это и есть основной кризис человечества. Остальные кризисы - производные от него.
Добавлено (08.02.2014, 14:35) --------------------------------------------- в целом книга показывает, насколько ученые, настоящие ученые, все же далеки от понимания простых и печальных истин.
Цитата
В послевоенные годы, после того как были взорваны атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки, проблемы обеспечения будущего развития человечества начинают обсуждаться все более и более интенсивно в широких кругах интеллектуалов. В 1972 году в Венеции состоялся конгресс, созванный ЮНЕСКО. Он был посвящен глобальным проблемам современности. Автор этой работы был тоже одним из докладчиков. Центральным событием этого конгресса был знаменитый доклад Римского клуба “Пределы роста”. Его делал один из авторов проекта, молодой американский профессор Д. Медоуз. Используя методы системной динамики Форрестера, Медоуз и его коллеги построили достаточно примитивную компьютерную модель, расчеты с помощью которой наглядно демонстрировали неизбежность катастрофы нынешнего этапа развития общества, если мировое сообщество будет продолжать следовать современным тенденциям развития. В своем докладе я высказал несколько критических замечаний к сообщению Римского клуба. Я полагал полезной эту работу, но не стал бы придавать ей научного значения - это лишь весьма наглядная демонстрация того тупика, к которому приведет современный путь развития мирового сообщества. Я говорил о том, что ситуация действительно очень серьезная и общество нуждается в разработке основ научной стратегии своего развития. Но для этого нужен соответствующий инструментарий, и прежде всего необходима вычислительная система, способная имитировать функционирование биосферы. И примитивных моделей типа тех, которые основываются на форрестеровской системной динамике, недостаточно! Это лишь учебная демонстрация, не больше. К сожалению, тогда мое предложение не встретило поддержки ни в нашей стране, ни за рубежом. Я думаю, что четверть века тому назад научная общественность не была еще готова к проектам такого масштаба и сложности.
Не может автор видимо даже представить, что на самом деле действительное состояние дел никому не было нужно, а был нужен такой вот "приблизительный" доклад, ставший базой для новой идеологии - идеологии избранного меньшинства, которое и останется жить на процветающей планете, сытое и довольное. Дело вовсе не в готовности к масштабным проектам, ведь человечество уже не раз доказало, что способно к очень даже масштабным проектам, но увы - направленных совсем на другое. А та самая научная общественность, на которую так надеется автор, и сейчас не интересуется проектами, помогающими выжить и благоденствовать всему человечеству, без исключения. Просто это не нужно. Человечество очень похоже на плесень. Оно разрастается, пока есть питательная среда. И пока что плесень эта способна лишь уничтожить другую часть плесени, чтобы оставшейся было что пожирать.
Мера временная, и не факт, что поможет.
Добавлено (12.02.2014, 12:59) --------------------------------------------- в книге упомянута книга Я.Д. Яхнина “ Размышления о Разуме, Боге и будущности человечества” с пометкой, что на тот момент она еще не издана. Я не нашла этой книги, хотя прошло не мало лет. И даже ссылок на автора очень мало, но есть видео с докладом: "Проблемы "Я", души и свободы воли"
Добавлено (12.02.2014, 13:10) --------------------------------------------- Хартия Земли - материалы просмотрела, доверия не вызывают, гладкие фразы ни о чем...
Четыре столпа и шестнадцать принципов Хартии Земли:
I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём 1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии. 2. Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью. 3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества. 4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. II. Экологическая целостность 5. Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни. 6. Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации — стратегию «предосторожности». 7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ. 8. Развивать исследования в области экологической устойчивости и осуществлять открытый обмен информацией и ее повсеместное применение на практике. III. Социальная и экономическая справедливость 9. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив. 10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом. 11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания. 12. Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств. IV. Демократия, ненасилие и мир 13. Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию. 14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития. 15. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием. 16. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
============= не живут люди по этим принципам. На словах - красиво, а на деле - все не так. Как уничтожали люди планету, ее животный мир и друг друга, так и уничтожают.