В конце XX века, в первую очередь среди западных интеллектуалов, на уровне философских и духовных практик, появилось новое веяние: массовая увлеченность восточными философиями, методологиями и техниками, связанными с мировоззренческой, духовной, интеллектуальной и др. практиками. Аспектуальные составляющие этих веяний оказались достаточно значимыми, начиная от личной увлеченности, до включения этих практик в состав современных военных доктрин. Подобная увлеченность и интерес не обошли и страны бывшего Советского союза, в частности Россию, Украину, Беларусь, что особенно ярко проявилось в последние десять лет (1990-2000г.). На территории наших стран, как грибы после дождя, появилось огромное количество различных легальных и нелегальных организаций духовного, философского, религиозного характера, что проявилось в реальном воздействии этих организаций на определенную часть общества. Причем, с каждым годом удельный вес этого влияния и воздействия становится все больше, достигая уровня реальной социальной значимости, оказывая конкретное влияние на процессы формирования общественного сознания, изменения культурно-цивилизационной ориентации, как на общество в целом, так и на отдельные личности в частности.
При этом, естественно возникает вопрос:
действительно ли подобные организации могут решать продекларированные ими задачи, например, "решать задачу расширения сознания". Интересен также вопрос другого плана: кто стоит за этими организациями? на кого они работают? адекватны ли их декларированные цели действительным? и т.д. Является очевидным, что ответы на эти вопросы имеют существенное значение, например: при решении таких важных задач, как формирование общественного мнения, формулировка объединяющих общенародных идей, разработка новых систем ценностей соответствующих духу времени, выбор и стратегическая ориентация страны в целом, решение задач государственной безопасности и т.д. Не вдаваясь в подробности, приведем некоторые результаты, полученные нами в ходе системного анализа у казанных проблем. Подавляющее число (примерно 85-90%) так называемых школ по расширению сознания не решают этой задачи и принципиально не могут ее решить. Это утверждение базируется на двух основных причинах: Первая причина - существенная несовместимость большинства философско-мировоззренческих концепций Востока с цивилизационной ориентацией и системами ценностей Запада, что приводит либо к эффекту методологического отторжения и концептуально-понятийной несовместимости, либо к взаимному разрушению органически не приемлющих друг друга сложных мировоззренческих систем. Вторая причина - технологическая несостоятельность большинства школ и течений Восточной ориентации, базирующихся на медитативно интуитивистских техниках, удобных для личного внутреннего, индивидуального пользования на уровне подсознания. Эти техники практически не приемлемы в условиях осознанной командной деятельности, выполняемой группой лиц, или каким либо общественным слоем одновременно в условиях европеизированного мышления и восприятия мира. Характерным отличием европейского стиля мышления от восточного, при решении задачи гармонизации, отношений в системе "человек и окружающая среда", является ориентация деятельностного вектора. У европейцев деятельность направлена наружу, на изменение окружающей среды и сохранением своей личности, а восточный стиль ориентирует человека на изменение своего внутреннего мира в процессах гармонизации своих отношений с внешней средой (деятельностный вектор направлен внутрь).
Скрытой целью многих школ по расширению сознания является чисто организационно-финансовая эксплуатация модного веяния. Руководители подобных организаций зачастую и не собираются углубляться в проблему и затруднять себя поисками реальных решений. Они просто эксплуатируют модную идею в целях личной наживы. Это в лучшем случае. В худшем случае за подобными школами, как за ширмами, стоят спецслужбы чужих государств, проводящих свою политику на наших территориях. К сожалению, стратегические цели в этом случае у подобных деятелей практически в 100 % ситуаций является разрушительными для государства, народа и страны в целом.
Актуальность процесса глобального изменения мировоззренческой парадигмы человечества в целом в наше время является несомненным фактом и объективным условием развития человечества. Это изменение действительно должно идти в сторону, которую в первом приближении можно определить, как процедуру расширения сознания. Поэтому поиск новых интеллектуальных технологий, приемлемых для решения такой задачи, является важнейшей, современной проблемой, от успешного решения которой зависят судьбы мира.
Источник: http://smini.org.ua/stati/26-organizaciya-myshleniya-i-povedeniya-lichnosti.html |