Каталог статей
Меню сайта
Мини-чат
Форма входа
Categories
Статьи [136]
интересные, познавательные статьи
Психология [49]
Философия [26]
Целительство [22]
Непознанное [10]
Религия [10]
Искусство [5]
Муямбберология [4]
Библия [2]
Синоидальный перевод Канонический текст
Система и Софт [2]
Статьи и полезные советы относительно Операционных систем и Приложений
Дизайн и Графика [0]
Статьи и полезности относительно дизайна и графики, работы с приложениями и плагинами. Веб-дизайн и пр.
Наши статьи [12]
Статьи написанные участниками нашего форума
Новости сайта
[27.05.2017][Статьи]
Психология выбора (0)
[12.08.2015][Статьи]
Тома Санкара, президент (0)
[26.04.2015][Психология]
Технология уничтожения (0)
[04.01.2015][Статьи]
Генетически модифицированные люди (1)
[19.12.2014][Статьи]
Ситуация с рублем не уникальна, или Это уже проходили (0)
[02.12.2014][Статьи]
Эксперимент Вселенная-25: как рай стал адом (3)
[17.11.2014][Статьи]
ЗАЧЕМ АМЕРИКЕ МАЙДАН? 16 июня 2014г. (0)
[29.10.2014][Статьи]
Как Ротшильды и Рокфеллеры делят Россию (0)
[01.06.2014][Статьи]
Кто с кем и за что воюет на Украине? (0)
[11.05.2014][Статьи]
Открытое письмо русским мыслителям 10 мая 2014 года. (0)
Наши друзья


Сайт по-читателей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наши баннеры
Наш баннер:

Наша кнопка:
Приветствую Вас, Гость · RSS 23.12.2024 05:49
Главная » Статьи » Статьи

"Цивилизация элиты" Ю. Бондаренко

цитата из книги Ю. Бондаренко "Цивилизация элиты" (2002 г.)

Развитие современной цивилизации все определеннее ориентируется на превращение в товар всех человеческих измерений, в т. ч. и способности к творческому созиданию, которое без всяких ограничений конвертируется в материальные блага, как самих носителей талантов, так и их сопровождения. Коммерциализация творческих процессов представляет реальную угрозу для нравственного здоровья общества. В погоне за сверхприбылью творческая элита неизбежно стремится уйти от общественного контроля под лозунгами абсолютной свободы творчества и снятия любых моральных ограничений. В этом артисты экстравагантных рок-групп не отличаются от представителей классических форм искусства. В бесконечной гонке за хорошо оплачиваемой популярностью телевидение, театр и литература порой культивируют спорные и ложные ценности, обращаясь к самым темным сторонам человеческой натуры. Творческий потенциал общества трагически направляется на разрушение цивилизации.

Далеко не вся творческая элита безропотно включается в эти процессы. Постоянно происходит ее разделение в морально-этической сфере. Одни творческие личности оперируют с целью обогащения, а другие — пытаются, прежде всего, служить обществу, отодвигая на второй план материальную компенсацию своей деятельности.

Для утилитарной творческой элиты характерна, прежде всего, абсолютная интеграция в рыночные отношения. Императив ее жизненной позиции — получение максимальных гонораров любой ценой. Для этого используются все средства — прежде всего собственный талант, назойливая реклама скандальных подробностей личной жизни, конъюнктурный подход к содержанию творчества, участие в корпоративных группировках с целью монополизации рынка соответствующих услуг, конформизм и абсолютная идеологическая беспринципность. Такая стратегия позволяет наиболее талантливым исполнителям, литераторам, художникам и т. д. максимально использовать все возможности рыночной экономики и политической демократии для эффективной материальной реализации своей элитарности. Их доходы в высокоразвитых странах составляют десятки миллионов долларов в год. Это позволяет вести образ жизни, сопоставимый с образом жизни представителей финансовой элиты, т. е. иметь виллы, собственные самолеты, крупные банковские счета. Успехи верхушки служат мощным раздражителем для их менее способных и удачливых коллег, которые, в гонках за лидерами рыночного искусства, применяют еще более экстравагантные и отчаянные приемы для компенсации своей ущербности. В целом суммирующий вектор «усилий» утилитарной творческой элиты оказывается направленным против общества. Результаты ее деятельности налицо — эфир окончательно заполнен наркотическими ритмами оболванивающей музыки, которая, в лучшем случае, стимулирует физиологические функции, книжные и газетные прилавки завалены пустым чтивом, телевидение все дальше уводит свою аудиторию в виртуальный мир, не имеющий ничего общего с реальностью, театр ударяется в крайности, перемежая вульгарную «клубничку» туманными эстетическими изысками. Трагизм ситуации заключается в том, что общество оплачивает сверхвысокими гонорарами собственное разрушение. В историческом плане коммерциализация творчества постепенно приобретает все большие масштабы. Если, в начале XIX века, великий Пушкин изданиями своих гениальных произведений мог зарабатывать только на жизнь, то в начале XXI века целые отрасли бизнеса на талантах (издательское дело, шоу-бизнес, киноиндустрия, телевидение) обеспечивают огромными гонорарами армию служителей муз, ориентируясь при этом только на максимальную прибыль и направляя их творчество именно к этой цели.

Бескорыстному творческому созиданию остается все меньше места на общественной сцене. Не имеющие коммерческой перспективы произведения практически лишены шансов на сколько-нибудь значительную популяризацию, а их авторы — на соответствующее вознаграждение. Однако определенная часть современной творческой элиты пытается противостоять побеждающей тенденции. Что побуждает этих людей отказываться от очевидной выгоды участия в игре, захватившей их более многочисленных коллег? Мотивация нетипичного поведения связана с особенностями воспитания, обостренным чувством гражданской ответственности, патриотическими побуждениями, влиянием традиций и какого-то личного опыта, интуитивным пониманием негативных последствий для цивилизации ее современного выбора.

Так или иначе, но на общественной сцене еще оперирует определенное количество устоявших в мутном потоке представителей бескорыстной творческой элиты. Не будучи бессребрениками, они, вместе с тем, демонстрируют независимость от системы и своим творчеством утверждают истинные и вечные ценности.
На первый взгляд творческая элита совершенно независима от правящего слоя. В демократических странах ей позволено все — даже демонстрация отвращения к власти. Особенно показательно положение верхушки информационных империй, ведущих иногда настоящие пропагандистские войны против руководства своих стран. Играя важную роль в обеспечении нормального функционирования современного развитого государства, творческая элита чувствует себя в нем абсолютно комфортно. И являясь частью его системы, она даже критикой правящего бомонда способствует сохранению статус-кво, помогая выпускать пар недовольства тем, кто считает себя в какой-то мере обделенным. Резвящаяся творческая элита делает негативные проявления в высших сферах экономически эффективными сюжетами своих произведений.


* * *
Новый человек, удивительные технологические новации и преображенная планета стали закономерными результатами исторической практики миллиардов жителей Земли разных эпох. Невиданные открытия во всех сферах жизни, подготовленные развитием человеческой мысли в предыдущие века, многократно увеличили функциональные возможности человека, позволили преодолеть земное притяжение и решили многие медицинские проблемы. Результаты работы людей на планете сейчас видны из космоса. Современный человек физически сильнее, психически устойчивее и интеллектуально выше своих предков.

Обустраиваясь и совершенствуясь, человечество, вместе с тем, не всегда рационально оперирует в историческом и глобальном измерениях. Ему не удалось избежать необратимых нарушений природного баланса планеты. Обеспечение беспрецедентной мобильности землянина и другие достижения научно-технического прогресса оплачиваются сверхинтенсивным потреблением ресурсов. Накопленные в литосфере в течение миллионов лет энергоносители сжигаются в исторически ничтожные сроки. Возникает ситуация, в которой уже невозможно прогнозировать, что же больше угрожает человеку — дефицит энергоносителей в ближайшем будущем или неблагоприятные изменения климата при их сжигании. Первые грозные признаки этих изменений уже налицо.


Не стала современная цивилизация и воплощением тех светлых социальных идеалов, к которым на всем протяжении истории стремились многочисленные поколения обитателей Земли. Оптимистические надежды на всепобеждающую силу человеческого разума оказались явно преувеличенными. Нынешние люди почти так же далеки от «золотого века», «божьего царства» и идеального общества, как и их первобытные предки. К сожалению, у современной цивилизации наметилась тенденция сжигать не только предназначенные для будущего природные ресурсы планеты, но и накопленные предыдущими поколениями моральные ценности. Наиболее серьезным испытаниям подвергается институт брака. В самых развитых странах, которые задают тон в мире, социально-этическая атмосфера постепенно делает внесемейное существование мужчин и женщин предпочтительнее совместной жизни. Как-то исподволь, незаметно ослабляется связь поколений. Становится обычным необоснованно ранний уход детей из семьи под предлогом утверждения самостоятельности. Это несказанно умиляет продвинутых интеллектуалов. В некоторых странах дети в законодательном порядке освобождаются от ответственности за своих престарелых родителей. Средства массовой информации и современное искусство навязывают представление о браке, как о проходящем, тривиальном событии в жизни человека. Число разводов стремительно приближается к числу браков. Угрожающие масштабы принимают нарушения тайн интимной стороны жизни. С развитием телевидения, видеотехники и интернета популяризация сомнительной информации становится тотальной. Разврат в бомонде и шокирующие аморальные выходки известных всей планете людей немедленно доносятся до многомиллиардной аудитории. Характерной реакцией на эти процессы представляется утверждение крайнего индивидуализма и цинизма, как наиболее рационального варианта формирования современного человека.


Категория: Статьи | Добавил: LeolA (24.02.2011)
Просмотров: 3246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше