"Нордау не был ни радикалом, ни реакционером. Он был просто честным социологом и защищал интересы нормального человека. Кроме того, он был очень проницательным политиком и заранее предсказал войну 1914 года. - Разбираемая мною книга д-ра Нордау "Вырождение" была издана по-русски в 1902 году, 3-е издание. В предисловии писатель В. Авсеенко пишет: "Редкая книга имела такой большой успех в публике, как книга Макса Нордау "Вырождение"... Трудно найти философскую книгу, более способную удовлетворить современного читателя". - Затем идет такое любопытное место: "Самое "вырождение" есть не что иное, как неизбежное явление исторического прогресса, присущее историческому творчеству, т. е. разрушению одних форм и созиданию новых. В самых обновляющих, в самых зиждительных переворотах всемирной истории всегда присутствовало то течение, которое наш автор называет вырождением"."
Вместо предисловия Профессору Чезаре Ломброзо Многоуважаемый и дорогой учитель! Я посвящаю эту книгу вам, чтобы с чувством удовлетворения публично засвидетельствовать факт, что без ваших работ она не могла бы быть написана. Понятие о вырождении, первоначально научно обоснованное Морелем и ге ниально разработанное вами, дало, благодаря вашим трудам, богатые плоды в самых разнообразных отраслях знания. Вы пролили поток света на многочис ленные вопросы психиатрии, уголовного права, политики и социологии; свет этот не видят только те, кто из упрямства умышленно закрывает глаза или настолько подслеповат, что даже самое яркое освещение ему помочь не может. Но есть обширная и важная область, в которую ни вы, ни ваши ученики еще не внесли светоча вашего метода: это искусство и литература. Процесс вырождения распространяется не только на преступников, прости туток, анархистов и умалишенных, но и на писателей и художников, и последние представляют в духовном, а по большей части и в физическом отношении характеристические черты, свойственные членам той же антропологической се мьи, хотя и удовлетворяют болезненные свои наклонности не ножом или дина митом, а пером или кистью. Некоторые из представителей вырождения в литературе, музыке и живописи вызывают чрезвычайный шум за последние годы и прославляются многочислен ными своими поклонниками как творцы нового искусства, как провозвестники полного обновления в наступающем столетии. К этому явлению нельзя относиться безучастно. Книги и произведения искусства сильно влияют на массы. Из них данная эпоха черпает свои этические и эстетические идеалы. Когда они безрассудны и противообщественны, они путают и извращают понятия целого поколения. Поэтому необходимо предостеречь его и разъяснить ему истинное значение произведений, вызывающих слепое поклонение, особенно же надо предостерегать молодежь, отличающуюся впечатлительностью и легко увлекающуюся всем необыкновенным и на вид новым. Ходячая критика этой задачи не исполняет. К тому же исключительно литературно-эстетическая подготов ка хуже всего содействует уяснению себе патологического характера этого рода произведений. Художественная критика излагает с претензией на остроумие более или менее мило или высокопарно только субъективные впечатления, навеянные этими произведениями; но она не в состоянии уяснить себе вопросов, не являются ли они плодом больного ума и какого рода душевная болезнь в них проявляется. Поэтому я сделал попытку подвергнуть модные течения в литературе и ис кусстве анализу, руководствуясь вашим методом, и выяснить, что они вызыва ются вырождением их виновников и что лица, увлекающиеся ими, в сущности, увлекаются только проявлением более или менее ясно выраженной психопатии, слабоумия или даже сумасшествия. Таким образом, эта книга является опытом чисто научной критики, оценива ющей произведения не на основании вызываемых ими впечатлений, весьма различных, капризных и случайных, смотря по темпераменту и настроению читателя, а на основании психофизиологических элементов, из которых сложи лись эти произведения. Вместе с тем я этой книгой решаюсь восполнить пробел в созданной вами величественной системе. Я вполне отдаю себе отчет в последствиях, которые будет иметь мой опыт лично для меня. Ныне можно нападать на церковь, потому что костров уже не существует; можно нападать и на политические власти, ибо в худшем случае вас заключат в тюрьму, и вы будете вознаграждены ореолом мученичества. Но незавидна участь тех, кто осмеливается называть модные эстетические течения проявлением умственного разложения. Обиженный писатель или художник нико гда вам не простит, что вы признали его душевнобольным или шарлатаном. Субъективно настроенная критика не помнит себя от злости, когда ей доказыва ют, что она судит поверхностно, некомпетентно или малодушно плывет по течению. Даже публика досадует на вас, когда вы ей уясните, что ее мнимые пророки — глупцы, шарлатаны или балаганные петрушки. Но ведь графоманы и их телохранители-критики господствуют почти над всею печатью и пользуются ею, как орудием пытки, чтобы самым варварским образом до конца жизни истязать того, кто расстраивает их игру. Однако опасность не должна удерживать человека от исполнения своего долга. Тот, кто открыл научную истину, должен сообщить ее человечеству и не сохранять ее втайне. Впрочем, это и немыслимо, как не может женщина произ вольно задержать плод, созревший в ее утробе. Я, конечно, не могу соперничать с вами, творцом могучего умственного течения нашего века, но я могу брать пример с вас и идти спокойно моей дорогой, не обращая внимания на неразумие, злобу и умышленные искажения. Не откажите, многоуважаемый и дорогой учитель, и впредь в вашем рас положении глубоко вам преданному Максу Нордау.
Каждое слово - ни добавить, ни отнять...
Добавлено (20.02.2010, 17:58) --------------------------------------------- и несмотря на то, что это все написано давно, актуально сейчас. Как и всегда, наверное, будет актуально.
Сообщение отредактировал LeolA - Суббота, 20.02.2010, 17:59
В. Авсеенко пишет: "Редкая книга имела такой большой успех в публике, как книга Макса Нордау "Вырождение"...
и никакой реакции... почитали и выводов не сделали, продолжали искать пророков среди дегенератов и сумасшедших типа Толстого, Достоевского, Чехова и т.п. выродков... и напоролись I have seen things, that you, people would not believe ... And all this moments are gone, like tears in rain... I know, this is the road to hell ...
а это в точности как Нордау и писал! Временное активное возбуждение, которое сознание не в состоянии долго удержать даже просто в памяти. Один похвалил, другой подхватил, все повизжали от восторга и наутро забыли.
Кстати - все время у меня перекликается "Возрождение" с "Драконами Эдема", обезьянье поведение людское становится все понятнее. Удивительно, что злость и обида уходят напрочь. Понимание просто остается - на это у них вот такая реакция, потому-то и потому.
А какое чудесное, четкое, предельно ясное определение у Нордау кто есть гений, а кто - дегенерат! Оно именно - определение, по нему можно определять кто есть кто! Как же этого не хватало))
стало ясно теперь, зачем нужны эти непонятные, совершенно идиотские поступки видных деятелей, выбивающие из состояния равновесия и понимания целые массы людские! порождающие волну недоумения, неприятия и возмущения. Наконец стало понятным, зачем людям насаждают истерию. И все стало логичным и до обидного простым.
И только одна мысль все еще бъется неэкономичным бешенством эмоций: Боже, какие же мы идиоты! какже нас всех "сделали"!
*** Отнимите у гения то дарование, которое ставит его так высоко над толпой, и он тем не менее останется человеком очень умным, дельным, нравственным, здравомыслящим, который с честью займет всякое общественное положение. Но попробуйте отнять у психопата его дарование, и вы получите только преступника или сумасброда, ни к чему не пригодного в жизни.
*** Как у истеричных, так и у психопатов прежде всего бросается в глаза их легкая возбуждаемость.
*** Наряду с легкой возбуждаемостью и впечатлительностью у истеричного замечается влюбленность в самого себя, никогда не принимающая таких широких размеров у здорового человека.
*** Маньян установил у выродившихся субъектов непреодолимую склонность к приобретению бесполезных вещей. Склонность эта так резко проявляется у них и так им свойственна, что Маньян считает ее признаком вырождения и прибрал для нее название «ониомания» или «мания к покупкам».
*** Склонность образовывать кучки, встречающаяся у всех психопатов и истеричных, может принимать разные формы. У преступников она приводит к образованию шаек, как это точно установлено Ломброзо («преступный человек»); у признанных умалишенных — к «folie à deux», к сумасшествию вдвоем, при котором один из помешанных навязывает другому свой бред; у истеричных — к дружбе, заставляющей Шарко постоянно повторять: «Нервные люди привлекают друг друга» (les nerveux se recherchent); наконец, y писателей — к созданию школ.
Эти различные формы одного и того же явления — сумасшествие вдвоем, дружба между неврастениками, основание эстетических школ, образование разбойнических шаек — имеют одно и то же органическое основание, именно у более деятельных людей, вождей или подстрекателей преобладают навязчивые представления, у их сообщников, учеников, наблюдается слабость воли и болезненная восприимчивость к внушениям
*** Человек, подверженный навязчивым представлениям,— несравненный агитатор.
*** Поэтому необходима осторожность: надо строго отличать искренних приверженцев нового лозунга от лукавых подражателей, творца новой религии и его апостолов от тех учеников, которые дорожат не Нагорною проповедью, а чудодейственным уловом рыбы и размножением хлебов.
*** ... истинный талант дорожит независимостью. В своих произведениях он дает самого себя, свои собственные воззрения и впечатления, а не заученные догмы какого нибудь эстетического пророка; он подчиняется только собственному творчеству, а не теоретической формуле, установленной основателем какойлибо кучки художников или писателей; он дает своему произведению форму, органически обусловленную самим произведением, а не каким нибудь правилом господствующей моды.
*** Мы выяснили, что новые модные течения в литературе и искусстве, характеризуемые названием «конца века», равно как и сочувствие к ним публики, вызываются болезнями, именно вырождением и истерией. Нам остается теперь выяснить, как возникли эти болезни и почему они встречаются особенно часто именно в наше время.
Морель, великий исследователь вырождения, видит причину этого недуга главным образом в отравлении. Поколение, которое постоянно, хотя бы и не в чрезвычайных дозах, прибегает к одуряющим и возбуждающим веществам (хмельные и спиртные напитки, табак, опиум, гашиш, мышьяк), питается недоброкачественною пищею (хлеб со спорыньей, плохой маис), подвергается влиянию органических ядов (болотная лихорадка, сифилис, чахотка, зоб), дает выродившееся потомство, которое, подвергаясь тем же влияниям, быстро мельчает и доходит до слабоумия, идиотизма и т. д. Статистика подтверждает, что отравление не только продолжается, но и прогрессирует у всех цивилизованных народовюПотребление табака во Франции, составлявшее 2 фунта на человека в 1841 г., возросло в 1890 г. до 41/2 фунта. Для Англии соответственно цифры будут 13 и 26 унций, для Германии — 2 и 32/з фунта. В то же время потребление алкоголя в Германии увеличилось с 5,45 (1844 г.) до 6,86 кварт (1867); в Англии— с 1/6 ведра до 1/5 , во Франции— с 1/1 0 до 1/3 ведра. Потребление опиума и гашиша еще более распространилось, но мы им здесь не будем заниматься, потому что от него страдают, главным образом, восточные народы, не играющие никакой роли в умственном движении стран с европейской культурой. К этому надо прибавить еще одно пагубное условие, упущенное из виду Морелем: пребывание в больших городах. Житель столицы, даже самый богатый, окруженный всевозможною роскошью, неизменно подвергается неблагоприятным условиям, истощающим его жизненную силу. Он дышит зараженным воздухом, питается несвежей, загрязненной, фальсифицированной провизией, вечно находится в состоянии нервного возбуждения, и его с полным основанием можно сопоставить по условиями жизни с обитателем болотистой местности. Влияние больших городов на человеческий организм очень напоминает влияние марем, и жители их столь же верно обречены на вырождение и гибель, как и жертвы малярии. Смертность в больших городах на 25% больше среднего уровня смертности населения всей страны. Она вдвое больше, чем в деревнях, хотя должна бы быть меньше, так как в города уходят из деревень на заработки люди цветущего возраста, среди которых смертность всегда ниже, чем между детьми и стариками. Развитие детей в больших городах, если только они не сходят в могилу в самом раннем возрасте, приостанавливается и представляет те же характеристические черты, как Морель наблюдал у населения болотистых местностей. Они развиваются довольно правильно до 14- или 15-летнего возраста, проявляют способности, иногда даже блестящие дарования, и обещают в будущем очень много. Но затем вдруг наступает перерыв, умственные способности слабеют, сообразительность теряется, и мальчик, еще вчера бывший примерным учеником, превращается в тупоумного, неповоротливого детину, которого лишь с большим трудом можно двинуть вперед. Одновременно страдает и физическое развитие. Развитие трубчатых костей подвигается чрезвычайно медленно или даже прекращается, ноги остаются короткими, таз принимает форму женского таза, некоторые органы также перестают развиваться, и вся фигура субъекта представляет странную и отталкивающую смесь недоразвившегося и увядающего существа (Бруардель).
*** истерия является прямым последствием утомления
*** Внимание, таким образом, предполагает силу, а последняя свойственна только нормальному и неутомленному мозгу.
*** то, что мы называем суждением, является не чем иным, как одновременным возникновением ряда представлений, которые мы приводим в связь только потому, что они одновременно возникают в нашем сознании.
*** Но в сущности любовь к ближнему, проявляющаяся в подачке или в братском дележе, вовсе не является любовью к ближнему, если к ней внимательно присмотреться. Любовь в ее первоначальной и самой простой форме (я говорю здесь не о половой любви, а вообще о расположении к другому живому существу, хотя бы и не к человеку) является эгоистическим инстинктом, направленным к собственному удовлетворению, а не к удовлетворению любимого существа
*** Главная деятельность общества, ради которой индивид первоначально присоединяется к нему,
заключается в защите всех своих членов против больных, склонных к убийству, и против паразитов, также представляющих собою уклонение от нормального человеческого типа, живущих только на счет других и совершающих насилие над всяким встречным человеком ради удовлетворения своих дурных инстинктов. Если бы нормальные люди не противодействовали им, последние скоро составили бы большинство, приобрели бы власть, и тогда не только обществу, но даже человечеству неизбежно грозила бы гибель.
*** Мы привели здесь отдельные мысли, которые в общем и составляют толстовщину. Как философское учение
— она разрешает мировую загадку жизни несколькими бессмысленными и противоречивыми толкованиями умышленно искаженных мест Священного писания. Как этическое учение — она предписывает непротивление злу и пороку, равномерное распределение имущества и уничтожение человеческого рода полным воздержанием от брака. Как экономическое и социальное учение — она проповедует бесполезность науки, спасительность невежества, отречение от мануфактурной промышленности и обязательный земледельческий труд, однако без указания, откуда взять крестьянам недостающую им землю. Особенно странно в ней, что автор не понимает, что она совершенно излишня. Если бы он сам отдавал себе в ней ясный отчет, то он ограничился бы одним требованием, именно полнейшим воздержанием от брачной жизни. Ведь очевидно, что совершенно бесполезно ломать голову над целью человеческого существования, любовью к ближнему и в особенности над сравнительными преимуществами жизни в городе и деревне, если человечество, вследствие воздержания, осуждено вскоре исчезнуть с лица земли.
*** Дело в том, что все умственные особенности, характеризующие Толстого, представляют собою не что иное, как хорошо известные и прочно установленные признаки вырождения высшего порядка.
*** Брак является установлением, так сказать, не физиологическим, а общественным. Он обусловливается не органическими инстинктами отдельной личности, а потребностями общества.
*** Широко распространенная истерия, вызванная истощением,— вот та почва, на которой может процветать толстовщина.
Сообщение отредактировал LeolA - Четверг, 04.03.2010, 14:02
Дата: Воскресенье, 07.03.2010, 08:35 | Сообщение # 4
наш клиент
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1300
Статус: Offline
Quote (Sanni)
Подумалось вот о чем, ну написал или нарисовал картину какой-нибудь шизик, ну и ладно вроде. Как будто никакого влияния не оказало. Почему-то если душевное или психологическое воздействие в расчет обычно не берем, ведь душу или психику не видно.
Нордау не читал – не дошел пока еще до него. Но, приведу пример из личного наблюдения. В Монреале, с неделю назад было событие «Ночь музеев». В этот день все музеи открыты и бесплатны с вечера (и всю ночь). Некоторые музеи особенно интересно посещать ночью: как пример монреальского музея Редпат (_http://montrealrus.com/publ/4-1-0-7), где можно ночью поглядеть на динозавриков: выключают свет в музеи и все ходят с фонариками. Особенно классно выглядят в темноте скелеты динозавров или мумии и чучела разных животных. ..но дело не в этом. Был в музеи современного искусства. Дык там была секция, в которую не пускали, нам охраница сказала, что там экспонаты дорогие, и поэтому в этот период данная секция закрыта (там были статуи греческие…и прочее подобное)… Ну..мы погрустили и пошли в бесплатную часть современного музея… …как бы так выразиться …ну шо бы без мата…но там нужно ходить с психиатром, который бы прямо на месте ставил бы диагнозы авторам… ..и кстати, туда можно ходить с ведром краски и кисточкой – калякать-малякать на картинах, и быть полностью уверенным, что никто, нифига не обратит внимание ; )))…. В общем – там одно *овно на стенах и ввиде экспонатов, как не удивительно, тоже *овно… ..при выходе…было подмечено очень интересное наблюдение, цитирую: «Настоящее искусство решили в бесплатный день – закрыть, так как охрана бы обошлась слишком дорого, а *овно всякое и так не жалко…, так что пусть смотрят – на здоровье» ; ) ..мы еще шутили в этом музеи. С нами была девушка, которая слепила из пивной банки ерунду какую-то (ну залепила всю банку пластелином, и повесила на нее бусенки, наклеила ерундени)… Дык мы взяли, и енту баночку поставили на один из стендов… ..дык девушки охраницы, когда обратили внимание, были в растерянности. Не могли понять откуда появился новый экспонат… - а в этом музеи, можно хоть салфетку из туалета на стенд поставить – уже будет «Экспонат» ; ))… И еще из реальной истории, которую мне рассказали, про современное искусство: Парень «художник» попал на выставку в этом музее со своими «произведениями»… на выстовке произведения никто не купил, дык ему пришлось их домой взять. Дома он их вышвырнул в мусорку и пошел курить свой любимый косяк. На вопрос «а чего же ты произведения свои выкидываешь?» он ответил – «..ну и нужно мне это *овно…» ; )) Вот и все искусство… ..чё еще там видел..а да картину с отрубленной ногой и гвоздями в ней….- мндя… мну фигею от этого искусства.. мндя…. в общем, надо этих «художников» собирать и устраивать их личные выставки в психушке, за одно и раздавая им велафаксинчика ; )))) Наяна — Мир для Людей
Хотя такие личности, как Вагнер или Толстой, Россетти или Верлен, представляют, на первый взгляд, большое различие, но, как мы видели, они имеют некоторые общие черты, как-то: расплывчатое или бессвязное мышление, непроизвольную ассоциацию идей, навязчивые представления, эротическую возбуждаемость, религиозную мечтательность. Поэтому их нельзя не причислить к одной группе, т. е. группе мистиков.
столкнулась с новым понятием: эготизм
Quote
Под эготизмом мы разумеем болезнь, выражающуюся в том, что больной видит все в превратном свете, не понимает окружающего его мира и не умеет найтись в нем.
Это близко к аутизму? Или я путаю два разных понятия?
О метафизике:
В философской науке установлено, что мы можем непосредственно сознавать лишь перемены, происходящие в собственном нашем организме; внешний же мир мы сознаем лишь настолько, насколько мы можем составить себе суждение о внешних причинах, влияющих на те или другие перемены в нашем организме. Метафизика в течение столетий старалась выяснить вопрос о том, как мы вообще приходим к выводу осуществовании внешнего мира, и о том, как он влияет на перемены, происходящие в нашем организме. Но вопрос этот она не разрешила и кончила тем, что отвергла самый вопрос, утверждая, что данный индивид фактически не знает внешнего мира и не может его знать, потому что он вообще не существует й что то, что мы называем внешним миром, существует только в нашем мышлении, как представление, а не как реальный факт вне нашего «я».
галлюцинации, спиритизм:
Следовательно, мы имеем дело не с отчетливым, реальным сознанием, а с известным процессом мышления, обусловливаемым привычкой. Когда чувствительные нервы, вследствие болезни, раздражены и наше сознание дает себе отчет в этом раздражении, оно по привычке приписывает его внешней причине. Этим вызываются иллюзии и галлюцинации, признаваемые больным человеком чем-то реальным, так что его трудно или невозможно убедить в том, что сознаваемый им процесс происходит не в нем самом, а вне его. Равным образом сознание приходит к выводу, что такие движения, которые от него не зависят, вызваны чужой волей. Оно дает себе отчет в движении, но не замечает, что ему предшествовала обычная внутренняя причина, т. е. картина движения и проявление воли, переносит затем причину во внешний мир, упуская из виду, что движение вызвано второстепенными центрами, деятельность которых осталасьскрытой для сознания. Вот чем объясняется так называемый спиритизм: если это не обман, то мы имеем дело с мистическим объяснением таких движений, причину которых сознание не находит в себе самом и потому переносит во внешний мир.
Кто не в состоянии ясно представить себе боль другого, тот не будет испытывать чувство сострадания, и кто не в состоянии уяснить себе, какое впечатление его поступки произведут на другого, тот не будет обращать на него внимания.
Психопат:
Но какова бы ни была эта аномалия нервной системы психопата, она неизбежно приводит к неспособности его достигнуть высшей ступени индивидуального развития, т. е. альтруизма. Он всю жизнь остается ребенком, т. е. занимается исключительно органическими процессами в собственном теле и относится безучастно к внешнему миру. Объясняется это разными причинами. Его III. Эготизм чувствительные нервы, например, могут быть притуплены, следовательно, слабо раздражаются внешними явлениями, передают медленно и неполно воспринятые впечатления мозга, не в состоянии возбудить в нем нормальную деятельность; или же, наоборот, эти нервы работают довольно исправно, но мозг возбуждается слабо и не воспринимает с должной ясностью впечатления внешнего мира.
Притупление нервной системы психопата единодушно констатируют все исследователи.
Разница между манией величия и эготизмом:
Эготист ставит чрезвычайно высоко собственную личность и деятельность, потому что он занят исключительно собой и очень мало — внешним миром. Поэтому он не в состоянии установить правильное отношение между собой, другими людьми и окружающим его миром, равно как и оценить должным образом значение своей деятельности в обществе. Однако не следует смешивать эготизм с манией величия. Правда, и последняя наряду со своим клиническим дополнением, манией преследования, вызывается ненормальными процессами в организме, заставляющими больного постоянно заниматься своим физическим «я». Но такой больной никогда не упускает из виду внешнего мира и других людей; эготист же относится к ним совершенно безучастно. ... Ему и в голову не приходит, что он значительно больше других, что он может претендовать на особенное уважение или подвергаться преследованию: он просто один в мире или, иначе говоря, он сам — весь мир
второй признак эготизма:
Quote
Есть еще и другой признак эготизма, присущий всем больным этого рода, именно их неспособность приспособляться к окружающим их условиям.
что значит приспособиться:
Побудительная причина всякого приспособления, как вообще всякого усилия (приспособление ведь не что иное, как своего рода усилие),— это желание удовлетворить данную органическую потребность или избежать какого-либо страдания. Другими словами, приспособление имеет целью доставлять наслаждения и ослаблять или устранять страдания.
эготист и приспособление:
человек, неспособный к приспособлению, гораздо менее, чем нормальный человек, в состоянии доставлять себе наслаждения и устранять страдания. Он неизбежно страдает от окружающих его условий и людей. Основное его настроение поэтому недовольство: он возмущается и природой, и обществом, и общественными установлениями, вызывающими в нем обиду и раздражение, потому что он не умеет в них найтись. Он постоянно протестует против всего существующего и силится его ниспровергнуть.
Отличие от революционера:
Но перевороты, им желаемые, проповедуемые и, может быть, совершаемые, бесплодны для прогресса. Он, как революционер, разыгрывает роль наводнения или урагана как средства очистки улиц. Он не расчищает целесообразно почву, а слепо все разрушает и этим отличается от предусмотрительного новатора, истинного революционера. ... Эготист разрушает все, полезное и бесполезное; ему и в голову не приходит очистить место для новой постройки после разрушения; он наслаждается видом заросших бурьяном развалин, потому что всякое здание мозолит ему глаза. Таким образом, между нормальным революционером и якобинцем существует целая пропасть. У первого есть положительные идеалы, он знает, к чему стремится, а второй положительных идеалов не имеет и вовсе не знает, чем ему заменить порядки, возбуждающие его гнев.
... К неспособности приспособляться к окружающим условиям присоединяется у эготистов еще и болезненная страсть к разрушению, вообще часто наблюдаемая при тупоумии и слабоумии и разных формах помешательства.
Общество и эготизм:
Бесчувственность и неспособность к приспособлению, часто сопровождаемые извращением инстинктов и принудительными импульсами, превращает эготиста в антиобщественное существо. Он нравственно помешанный человек, преступник, пессимист, анархист, человеконенавистник по мыслям и чувствам или же по действиям. Борьба с антиобщественным эготистом, его удаление из общества — необходимая функция последнего, и когда оно бездействует в этом отношении, то это служит признаком недостатка жизненной силы или же тяжелого внутреннего недуга. Когда же оно сочувствует эготистам или даже восторгается ими, то это значит, говоря фигурально, что почки общественного организма действуют неисправно, что общество страдает брайтовой болезнью.
Сообщение отредактировал LeolA - Пятница, 12.03.2010, 21:45